В последние годы родители и педагоги часто жалуются на задержки в речевом развитии у детей дошкольного возраста: они поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают. Такая тенденция прослеживается не только в России, но и в других странах. Как показывают исследования, 25% четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии.
Часто дети рождаются с большими особенностями в развитии. На это влияет несколько факторов: экология, условия загрязнения внешней среды, некачественные продукты питания, содержащие вредные пищевые добавки. Кроме того, женщины зачастую злоупотребляют алкоголем и табакокурением во время беременности. Современная медицина в последнее время сильно продвинулась в спасении детей, рожденных раньше срока, детей с малым весом, гипотрофией, с различными родовыми патологиями. В будущем это, несомненно, может сказаться на развитии речи и умственных способностях ребенка. Нельзя не брать в расчет и наследственные заболевания. Кроме того, основную роль в развитии малыша играют внутрисемейные отношения, отношения между матерью и отцом, а особенно матери к ребенку. Очень часто мамы перекладывают ответственность за воспитание своих детей на бабушек и дедушек, что никак не способствует психоэмоциональному контакту матери и ребенка. Положительное влияние на развитие ребенка оказывает и грудное вскармливание.
Ребенка в любом случае, из профилактических соображений, стоит показать психоневрологу. Однако, есть и существенные внешние признаки, когда малыша следует обязательно показать врачу. Вот некоторые из них:
- ребенок травмирован на первом году жизни;
- перенес серьезные вирусные инфекции или другие сложные заболевания;
- рожден с какой-либо патологией;
- находиться в неблагоприятной семейной обстановке;
- постоянно переносит психоэмоциональные нагрузки.
На первом году жизни у травмированных детей или детей с какой-либо патологией возникают определенные симптомы. Ребенок беспокойный, постоянно плачет, спит очень мало, несмотря на то, что младенцы на первом месяце жизни должны спать от 10 до 12 часов в сутки. У малыша наблюдаются частые срыгивания, которые говорят о том, что у него повышенное внутричерепное давление. Дрожание (тремор) подбородка и ручек должны настораживать родителей, в этих случаях надо обязательно проконсультироваться у невропатолога и психоневролога для устранения этих нарушений.
Если ребенок молчит, это может быть признаком как психоневрологического отклонения, так и психоэмоциональных проблем. Не всегда задержка речи носит неврологических характер, часто малыш не разговаривает из-за недоразвития эмоциональной сферы, мелкой моторики, а также сложностей в формировании волевой сферы. С года до трех лет ребенок проходит множество этапов развития и переживает ряд определенных психологических кризисов. Неуспешное прохождение или застревание на одном из этих этапов может давать сбой в развитии ребенка и, как следствие, задержку развития. Задержка речевого развития напрямую связанна с задержкой психического развития, поэтому необходимо вовремя проконсультироваться с психологом, узнать о нормах речевого развития в данном возрасте и выяснить о психокоррекционных программах, которые помогут ребенку скомпенсировать его некоторые психологические особенности.
В настоящее время существует множество психологических программ и техник, направленных на активизацию речевого потока ребенка из пассивного словарного запаса (это то, что ребенок знает, но не называет) в активный (это те слова, которые ребенок реально осознанно озвучивает).
Поэтому если вы замечаете какие-либо отклоняющиеся от нормы признаки в развитии ребенка, следует немедленно обратиться к специалисту, который объяснит и поможет избежать осложнений в развитии ребенка в будущем.