Главная \ Статьи \ Психологические особенности созависимых детей из семей с зависимостью от алкоголя

Психологические особенности созависимых детей из семей с зависимостью от алкоголя

Психологические особенности созависимых детей из семей с зависимостью от алкоголя

В настоящее время проблема алкоголизации населения России стоит особенно остро. За последние десять лет количество потребления алкоголя возросло во много раз, и, как следствие этого, возросло количество алкогольных семей. Это заставило ученых обратиться к исследованию данной проблемы.

Сейчас выходит достаточно много практических и теоретических работ по проблеме алкоголизма как отечественных, так и зарубежных авторов. В частности изучены причины алкоголизма в семье, ущерб, наносимый детям, выросшим в семьях алкоголиков, личностные особенности жен алкоголиков, структуры алкогольных семей, практика преодоления.

Однако, на современном этапе до сих пор остаются недостаточно исследованы именно психологические особенности детей из семей с алкогольной зависимостью, а также не разработаны адекватные формы помощи таким детям, технологии коррекционной работы не представлены.

Мной было проведено исследование детей из алкогольных семей. Целью этого исследования стало выявление психологических особенностей созависимых детей из семей с зависимостью от алкоголя.

В контексте исследования показывается как характер дисфункциональных отношений в алкогольной семье формирует специфические личностно-психологические особенности у детей алкоголиков, а именно низкую самооценку, неадаптивное совладающее поведение и алекситимию (неумение распознавать свои истинные чувства и эмоции), которые сохраняются и продолжают свое влияние во взрослой жизни.

В исследовании приняли участие две группы взрослых детей по 20 человек, в возрасте от 22 до 32 лет. Первая группа, экспериментальная — это дети из семей с алкогольной зависимостью; вторая группа, контрольная — дети из функциональных семей.

Испытуемым предлагался набор методик, направленных на изучение личностных психологических особенностей. А именно, тест на выявление степени созависимости Б. Уайнхолд и Дж. Уайнхолд, тест «Самооценка» О.И. Мотков, методика диагностики копинг-механизмов (тест Е. Хейма), Торонтский алекситимический тест.

После диагностики всех испытуемых полученные результаты подверглись количественной и качественной обработке. Для этого были использованы корреляционный анализ и критерий различий Манна-Уитни.

В первую очередь мы решили определить степень созависимости у испытуемых экспериментальной группы.

Психологические особенности созависимых детей из семей с зависимостью от алкоголя Созависимость — болезнь, определяемая как патологическая зависимость от другого человека. Созависимость тесно связана с зависимостью, так как все члены алкогольной семьи психологически зависят от алкоголика.

Исследование степени созависимости у детей из семей с алкогольной зависимостью показало, что почти у всех испытуемых данной группы высокая степень созависимости.

Также у испытуемых этой группы было выявлено преобладание неадекватной формы самооценки: у 75% очень низкая самооценка, а у 20% псевдовысокая.

Результаты диагностики копинг-механизмов показали, что у 70% членов данной группы преобладает неадаптивный стиль совладающего поведения, который проявляется как игнорирование, смирение, диссимуляция, растерянность, подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность, активное избегание, отступление. У 30% группы был выявлен относительно адаптивный стиль совладающего поведения. Он (стиль) характеризуется как относительность, религиозность, придача смысла, эмоциональная разрядка, пассивная кооперация, компенсация, конструктивная активность. Адаптивный стиль (сохранение самообладания, проблемный анализ, установка собственной ценности, протест, альтруизм, оптимизм, сотрудничество, обращение) не был показан ни у одного члена данной группы.

Все испытуемые первой группы имеют ярко выраженную степень алекситимии, то есть дети алкоголиков не могут распознавать, вербализировать и проявлять свои чувства и эмоции, зачастую подавляя их, они не могут определить, что именно они испытывают.

Анализируя полученные результаты по данной группе, можно сказать, что все исследуемые психологические характеристики тесно взаимосвязаны. Рассмотрев корреляционные связи между особенностями испытуемых данной группы, нами были отмечены следующие аспекты. Высокая степень созависимости влияет на самооценку человека, на его неадекватное восприятие себя и реальности окружающего мира, а, как следствие, и на его неадаптивное поведение. Высокая степень алекситимии (неумением индивида распознавать свои чувства и эмоции) также влияет на проявление неадаптивной копинг-стратегии (игнорирование, смирение, диссимуляция, растерянность, подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность, активное избегание, отступление). При этом, чем более ярко выражена одна характеристика, тем более ярко выражена другая. Чем выше степень созависимости, тем ниже самооценка и менее адаптивны копинг-стратегии, и, как следствие, выше алекситимия. Таким образом получается, что степень созависимости и алекситимии имеют обратную пропорциональную зависимость с самооценкой и защитными механизмами.

Далее, нами были исследованы дети из функциональных семей. Результаты диагностики, полученные по контрольной группе, свидетельствуют о том, что члены данной группы имеют в основном адекватную форму самооценки: высокую — 70% и среднюю — 30%.

Также было выявлено, что копинг-стратегии у 70% испытуемых данной группы являются адаптивными (сохранение самообладания, проблемный анализ, установка собственной ценности, протест, альтруизм, оптимизм, сотрудничество обращение) и лишь у 30% группы показан относительно адаптивный стиль поведения (относительность, религиозность, придача смысла, эмоциональная разрядка, пассивная кооперация, компенсация, конструктивная активность). Неадаптивный стиль совладающего поведения (игнорирование, смирение, диссимуляция, растерянность, подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность, активное избегание, отступление) не был выявлен ни у одного испытуемого данной группы. У всех членов контрольной группы отсутствует алекситимия. Это означает, что дети из функциональных семей умеют распознавать и проявлять свои эмоции.

Сравнивая две группы можно сказать, что между ними есть существенные различия: дети, выросшие в функциональных семьях, по своим психологическим особенностям и поведению значительно отличаются от детей, выросших в дисфункциональной семье с алкогольной зависимостью.

Дети контрольной группы более уверенные и спокойные, самооценка у них адекватная, поведение адаптивное, алекситимия отсутствует. Они могут реально оценивать себя, свои силы и окружающий мир, легко и быстро реагировать и адаптироваться в изменяющихся условиях среды, успешно решать проблемные задачи и находить выход из конфликтных ситуаций.

В отличии от детей из экспериментальной группы, в которой дети имеют неадекватную самооценку, неадаптивное поведение и алекситимию.

Детям из алкогольных семей характерна неуверенность в себе и собственных силах, неумение разбираться в своих эмоциях, распознавать и отреагировать их. Им трудно вступать в интимно-личностные отношения с людьми и длительное время их поддерживать. Неумение конструктивно решать проблемные и конфликтные ситуации, нереалистичный взгляд на жизнь приводят их к неудачным попыткам взаимодействовать с окружающим миром. Это определяет предрасположенность к психосоматическим расстройствам. Таким образом, все это является ярким показателем того, как характер дисфункциональных отношений в алкогольной семье формирует специфические личностно-психологические особенности у детей алкоголиков, а именно низкую самооценку, неадаптивное совладающее поведение и алекситимию, которые сохраняются и продолжают свое влияние во взрослой жизни.

Получите бесплатную консультацию по вашей ситуации
Отправьте заявку и я вам перезвоню в течение 30 мин