Родителям нередко бывает свойственно разделять детских врачей на две категории – «хороший доктор» и «плохой доктор». Какими качествами должен обладать специалист, чтобы заслужить доверие и уважение у маленьких пациентов и их родителями?
Доктор должен обладать такими качествами как доброжелательность и приветливость в отношении ребенка и его родителей. Быть чутким и сочувствующим к переживаниям родителей. Дружелюбно контактировать с ребенком. Внимательно выслушать предысторию болезни ребенка и собрать необходимую информацию для решения проблемы, с которой к нему обратились. Проявлять тактичность в донесении информации родителям и уметь объяснять доступными словами. Обладать высоким уровнем профессионализма, чтобы предложить пациентам несколько схем лечение. Ориентироваться на фармацевтическом рынке. Быть уверенным и убедительным, уметь посочувствовать и успокоить пациентов. А также соблюдать элементарные правила этикета.
- Каковы особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии? Что важно учитывать при общении с детьми и родителями?
Одной из главных особенностей взаимодействия между врачом и пациентами является коммуникация, основанная не только на контакте врача с ребенком, но и на контакте с родителями, которые одновременно являются и пациентом и посредником между доктором и ребенком и ответственным взрослым. От психологических особенностей родственников присутствующих на приеме с ребенком зависит построение грамотной стратегии поведения и беседы врача. Следующей особенностью медицинской этики является необходимость специальных знаний в области возрастной психологии людей. Доктор должен уметь учитывать психологические возрастные особенности пациентов и их близких для установления максимально эффективного контакта. Другая особенность состоит в обязательном наличии глубоких знаний возрастной патологии и физиологии, помогающие выявлять ранние отклонения, указывающие на возникновение болезни. Врач должен уметь учитывать различия в особенностях развития организма человека разных возрастов.
- Как правильно преподносить родителям (бабушке, дедушке) ребенка информацию о том или ином диагнозе? Стоит ли оперировать специальными терминами, если да, то в каких случаях?
Информация о диагнозе должна быть максимально доступна для восприятия пациентов, информативна, отражать практическую значимость и правильно услышана. Для этого необходимо соблюдать структурированность высказываний, в них не должно быть противоречий, сформулирована на понятном для обывателя языке, содержать в себе элементы искреннего сопереживания о положительном и отрицательном прогнозе развития событий.
Сам диагноз называется термином, однако стоит учитывать, что термин вызывает у родителей панику, поэтому его значение объясняется простым и понятным для взрослого языком.
- При назначении ребенку лекарственных препаратов многие родители выражают тревогу по поводу возможных побочных эффектов. Как выглядит правильная стратегия поведения специалиста в такой ситуации?
Врач должен быть максимально уверен и убедителен в каждом слове. Необходимо использовать логичные аргументы и доводы, исследования и доказанные способы в медицине. Уметь донести до пациентов, что несмотря на наличие некоторых побочных действий лекарственных препаратов, польза и эффективность все равно будет выше, а полный отказ от них несет серьезный риск для здоровья человека. При возможности приводить исследование с реальными статистическими данными о незначительном проценте наступления побочных эффектов и максимальной эффективности препарата.
А также одной из главных задач коммуникации врача на приеме является снижение у пациентов уровня тревожности. Наиболее успешными будут слова поддержки в их адрес, выслушивание рассказа об уже предпринятых им мер помощи, уверение взрослого в его собственных силах.
- Как выработать верную тактику общения со «сложными» родителями, отказывающимися от соблюдения тех или иных врачебных рекомендаций (в том числе детских прививок) или проявляющих враждебность и недоверие? Каковы пути налаживания контакта?
В современных условиях совершенно не удивительно, что родители получают много противоречивой и негативной информации информацию о медицинских услугах, врачах и препаратах. Это происходит довольно хаотично и в гипертрофированном виде, что вводит их в замешательство и заставляет волноваться и переживать. В такие моменты нелишним будет проявить доброжелательный авторитаризм, основанный на высокой профессиональной компетенции. Необходимо быть убедительным и настойчивым. Выражать искренюю заинтересованность в помощи и обсуждать прогнозы лечения. Попытаться снизить тревожность скептически настроенного взрослого, учитывая его психологические особенности.
Поддержать его в правильности уже предпринятых им решений и отметить его собственную компетентность.
Даже в случае возникновения антипатии к родителю стоит занимать не оценивающую и осуждающую и критикующую позиции, а сочувствующую и поддерживающую для того, чтобы направить его и вместе найти пути помощи ребенку.
- Родители, без объективных на то оснований, часто вызывают врача-педиатра на дом или просят у него номер мобильного телефона – как вести себя специалисту при таких обстоятельствах?
Если оснований для выезда на дом или консультации по телефону действительно нет, а беспокойство мамы и родственников вызвано банальными страхами и гиперопекой, то можно тактично отказывать в контактной информации и объяснять родителям, что они в определенной ситуации могут справиться самостоятельно, подчеркивая и поддерживая их собственный авторитет.
- В число пациентов врача-педиатра, наряду с малышами и подростками, входят беременные женщины. Существуют ли в данном случае какие-то особенные пихологические нюансы, требующие от специалиста особенного внимания?
Особого внимания от специалиста требуют такие нюансы как невозможность или нежелание матери и других родственников заботиться о ребенке, а также наличие у ребенка наследственных болезней. В первом случае от позиции врача, его рекомендаций, обучение и убеждении матери зависит во многом дальнейшая судьба ребенка. Поскольку взаимодействие матери и ребенка на первых годах жизни особенно важно для развития ребенка. Также до 7 лет ребенок не всегда вполне правильно может высказывать свои жалобы на здоровье доктору и в этом ему помогают взрослые. Во втором случае необходимо быть наиболее тактичным в высказываниях так как возможно нанести эмоциональную травму беременной данным известием.